Выхлопные газы. При работе двигателя в выхлопных газах образуются: СО - угарный, ядовитый газ без цвета и запаха. Образуется при неполном сгорании рабочей смеси. . На закрытых площадках и при большом скоплении транспорта этот газ может представлять угрозу для здоровья. НС - углеводороды. Бензин состоит на 15% из водорода и на 85% из углерода, т.е. представляет собой чистый углеводород. Остаточные углеводороды (НС) образуются при неполном сгорании топлива. СО2 - углекислый газ образуется при работе исправного двигателя. При низком содержании СО и НС в выхлопных газах СО2, составляет от 13 до 15%. О2 - кислород представляет собой газ, концентрация которого в воздухе составляет 21%, необходимый для сгорания топлива. NOx - окислы азота – группа ядовитых газов, образующихся при высоких температурах и высокой компрессии.
Как устроен нейтрализатор и для чего он нужен? Нейтрализатор имеет окислительный и восстановительный катализаторы. Блоки установлены в неразборном металлическом корпусе. В автомобиле катализатор устанавливается в экологических целях. Применение нейтрализатора значительно снижает выбросы в атмосферу углеводородов, окиси углерода и окислов азота. При прохождении отработавших газов через нейтрализатор большая часть углеводородов превращается в водяной пар, окись углерода – в двуокись углерода (углекислый газ), оксилы азота – в азот, т.е. в нетоксичные соединения.
Почему катализаторы выходят из строя? 1. Основная проблема, это некачественный бензин. В результате попадания тетраэтилсвинца в катализатор соты оплавляются, забиваются и проходимость выхлопных газов постепенно снижается. 2. Наши дороги. Ледяные торосы и куски скальной породы способны с первого удара расколоть хрупкую керамику, тоже самое произойдет если заехать в глубокую лужу. Соты трескаются, перемещаются внутри корпуса, дребезжат, вносят дополнительные плавающие неисправности.
Удалять или нет? Бытует мнение, если удалить катализатор машина превращается в гоночный болид. Конечно, если соты в нем расплавились и перекрыли путь отработавшим газам, такая операция пойдет ему на пользу, но удалять исправный катализатор, надеясь получить прибавку в мощности, не следует, можно получить противоположный, отрицательный результат. Самый правильный вариант - заменить убитый катализатор новым. Для некоторых его стоимость выглядит просто нереальной, а другие не видят смысла выкладывать некоторую сумму на то, что, на их взгляд, не является такой уж необходимостью. Другой вариант - заменить систему выпуска на аналогичную, но без катализатора. Третий вариант - вставить вместо него кусок трубы. Четвертый вариант - удалить из него внутренности. В любом случае, выбор за вами.
Доктор, катализатор еще жив или уже мертв? В процессе поиска неисправности очень часто выбивают катализаторы и иногда совершенно напрасно, т.к. многие из них абсолютно исправные. После установки "пустого бочка" на место, "мастер" с удивлением обнаруживает, что ничего в работе двигателя не изменилось, неисправность осталась. Разводя руками, думает: Что же делать дальше, что еще выломать, чтобы двигатель заработал нормально?! :) Для того, чтобы не попадать в такие сутуации, умные люди придумали разные приборы, от простых стрелочных манометров противодавления в выпускной системе до профессиональных мотор-тестеров. Об одном из таких методов быстрой проверки катализатора пойдет речь ниже.
Клиент пригнал автомобиль Шевроле-Нива с жалобой: Машина не едет больше 80км/час. Я проехал на ней. Машина, действительно, больше 80км/час не едет и с трудом набирает обороты, как-будто её придерживают сзади. По первым признакам очень похоже на низкое давление топлива или высокое противодавление в выпускной системе(есть, конечно же, еще другие причины, но они не входят в рамки публикации этой статьи). В рембоксе я подключил манометр, проверил давление топлива - все ОК! Следующий шаг - проверка нейтрализатора. Для быстрой проверки я использую мотор-тестер MTS-5100 с датчиком давления(на фото он лежит первым, ближе к вам). Метод очень прост и надежен, им можно проверить нейтрализатор в течении 10 минут! Выворачиваю любую свечу, в данном случае второго цилиндра(на этом двигателе удобнее сделать диагностику вывернув вторую свечу), вворачиваю датчик, подсоединяю его к мотор-тестеру. В высоковольтный провод 2-го цилиндра устанавливаю разрядник 10кВ, запускаю двигатель. По полученной осциллограмме можно судить о нейтрализаторе: забит/не забит. В этой машине нейтрализатор оказался забитым, это видно по повышенному противодавлению.
После демонтажа нейтрализатора еще раз убедился в правильно поставленом диагнозе, на все 100%!
Я не сторонник выбивать и удалять нейтрализаторы, но в этой машине у меня не было выбора, тем более, что в магазине не нашлось такой запчасти(он сделан воедино с резонатором). На рынке за него попросили 5500-6000 рублей. В данном случае я не мог взять на себя ответственность(до хозяина я не дозвонился) по покупке нового нейтрализатора и поэтому удалил из него внутренности.
Так выглядят забитые соты нейтрализатора.
После установки "нейтрализатора" на место, измерил еще раз противодавление. Оно снизалось на 70-80kРа!
Двигатель наконец-то ожил! По просьбе владельца сделал чип-тюнинг, машина стала еще резвее!