Главная

Регистрация

Вход
АвтоР СВР
Суббота, 27.07.2024, 10:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [4]
автоэлектрика [18]
резина и диски [0]
вождение автомобиля [0]
литература [0]
двигатель [25]
диагностика [11]
трансмиссия и ходовая часть [0]
тормозная система [1]
кузов и малярка [1]
аудио [0]
тюнинг [7]
советы бывалых [11]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 288
Главная » Статьи » двигатель

ЛИШНИЕ «ЛОШАДИ»
ЛИШНИЕ «ЛОШАДИ»
От чип-тюнинга многие ожидают прироста мощности, увеличения крутящегося момента и прочих прелестей. Насколько оправданы их надежды?

Как показывает практика, сегодня множество автомобилистов не прочь воспользоваться услугами чип-тюнинга. В большинстве своем это владельцы популярных машин {в частности, ВАЗов): им часто обещают за умеренную сумму поднять мощность двигателя, улучшить приемистость, сократить расход топлива... Насколько это реально, будет ли заметен эффект от перепрошивки? Задавшись этим вопросом, мы не стали пытать мотористов, тюнин-говщиков и прочих специалистов. Поступили проще - вместе с одним из разработчиков программного обеспечения решили провести замеры параметров двигателя на мощностном стенде МАНА LPS 3000, который любезно предоставила нам во временное пользование компания "ДИМ+КО"

К барьеру

Процедура установки автомобиля на стенд заняла минут двадцать: мастер загнал его на площадку, оператор закрепил страховочные ремни за буксирные проушины, чтобы он не слетел с барабанов во время испытаний. Подключили необходимое оборудование, позволяющее электронике стенда получить информацию о параметрах работы машины (оборотах коленвала и т.д.). Теперь все готово к первым замерам. Решили начать с "Января 5.1.1" с серийной прошивкой J5V13i02. На всякий случай отходим за границы площадки стенда, оператор включает воздушную пушку, обеспечивающую достаточный приток воздуха для системы охлаждения, и начинает раскручивать мотор. Крутили не стесняясь - до отсечки (в "стандарте" она установлена на 6210 об/мин). Через считанные секунды на мониторе стенда появилась внешняя скоростная характеристика, сразу вызвавшая оживленные дискуссии присутствующих. Как мы и ожидали, реальная мощность двигателя оказалась на несколько "лошадей" ниже паспортного значения. В диапазоне 2500-3000 об/мин на графике хорошо виден провал, что полностью соответствует субъективным ощущениям водителя.

Поинтересовались и эластичностью мотора - время разгона на четвертой передаче с 40 до 120 км при полностью открытой дроссельной заслонке составило 7,7. Правда, в нашем случае не учтено аэродинамическое сопротивление воздуха: в реальных условиях разгон займет существенно больше времени.

Что ж - настал черед тюнинговой версии прошивки. В наше случае это J5D13T71, настроенный под стандартный двигатель с использованием программного комплекса J5 On-Line Tuner. Как видно из графика, все показатели улучшились: немного возросли мощность, пиковый момент (он к тому же достигается раньше), полностью исчез провал на низах.

Эластичность также изменилась - время разгона в заданном диапазоне скоростей составило уже 6.67 с (быстрее, чем в "стандарте", почти на 2 с). Вывод: тюнинг этого ЭБУ ощутимо улучшает динамику автомобиля.

Новые "мозги"

Теперь установим другие "мозги" - блок управления VS-5.1. Первый замер проводим опять-таки со стандартной прошивкой - V5V13iO2, калибровки и алгоритмы которой полностью идентичны прошивке "Января". Эксперименте новым ЭБУ принес неожиданный результат: электроника стенда показала, что мощность двигателя ВАЗ-2111 на нашей "восьмерке" составляет 79,4 л.с, это почти на три "лошади" больше паспортного значения. Порадовал мотор и эластичностью - разгон от 40 до 120 км/ч занял всего 6,46 с. Честно говоря, таких результатов никто не ожидал: выходит, стандартная прошивка VS по ряду параметров дает фору "январской" тюнинговой. Проверили еще раз: дублирующий замер в точности подтвердил полученные значения.

Теперь "заливаем" V5D13Z91 - ее калибровки приближены к известной версии R61. И вот новые данные: прошивка с заведомо более ранним углом опережения зажигания и более богатой смесью показала несколько худшие результаты по сравнению со штатной. Единственный прогресс (причем существенный) - ликвидирован провал на низах. Такая прошивка определенно понравится тем, кто не привык "крутить" двигатель. Разгон в заданном интервале скоростей занял почти столько же времени: выигрыш составил 0,03 с.

Характеристики мотора при использовании разных прошивок


Конечно, увлекшись замером мощности и момента, мы "забыли" о других параметрах мотора: экономичности, токсичности выхлопа. К тому же неизвестно, окажут ли влияние на срок службы двигателя измененные тю-нинговшиками характеристики зажигания и смесеобразования. Но одно мы выяснили точно и подтвердили документально: чи-повка вовсе не однозначно влияет на динамику машины. Необходимо четко осознавать собственные цели чип-тюнинга (к примеру, повышение мощности, момента в определенном диапазоне оборотов) и найти специалиста, который сможет их осуществить. Именно поэтому чиповка ВАЗов и стоит $40-50, хотя на первый взгляд выполниь ее не сложнее, чем записать компакт-диск.

Итоги замеров для ВАЗ-2108 (дв. 2111,8-клап.)
Показатель/прошивка J5V13i02 J5D13T71 V5V13i02 V5D13Z91
Макс, мощность, л.с. (об/мин) 73,4 (5300) 76,2 (5600) 79,4 (5420) 79,0 (5680)
Макс, крутящ. момент, Нм (об/мин) 110,6 (3200) 118,1 (3110) 120,3 (3215) 118,7 (3140)
Время разгона от 40 до 120 км/ч*, с 7,70 6,67 6,46 6,43

* На четвертой передаче пятиступенчатой КП

Комментарий специалиста
Алексей МИХЕЕНКОВ, программист компании "SMS-Software" разработчика ПО для ЭБУ инжекторных моторов

Прежде всего выскажу свои предположения по поводу того, почему результаты тестов с ЭБУ VS-5.1 оказались лучше, чем у "Января". Алгоритмы и калибровки в штатных версиях проши-вок этих блоков совершенно одинаковы. В принципе на величины мощности и момента могут повлиять два фактора: состав топливной смеси и угол опережения зажигания (УОЗ). Первое можно исключить - весомого прироста не добиться изменением состава смеси. На мой взгляд, причина кроется в более правильном формировании импульсов с датчика положения ко-ленвала в блоке VS. Очевидно, что этот фактор ощутимо влияет на точность формирования УОЗ, а оптимизация угла опережения вносит наиболее весомый вклад в достижение хорошей динамики.

Теперь о "провале" прошивки V5D13Z91. Несомненно, если бы она была "обкатана" под конкретный автомобиль, ее результаты могли быть гораздо лучше. К тому же достаточно было оставить в зоне оборотов свыше 3000 об/мин заводские калибровки, чтобы получить неплохую динамичную прошивку для города. Однако в существующем варианте использовать прошивку опасно. Очевидно, в зоне средних и высоких оборотов установлен слишком ранний УОЗ, что способно привести к появлению детонации и снижению крутящего момента и мощности (что мы и наблюдали). Детонация может за очень короткое время вывести двигатель из строя.



Источник: http://autoelectric.ru/articles/avtomir/avtomir_2004_20.html
Категория: двигатель | Добавил: autorswr (01.08.2007) | Автор: Сергей
Просмотров: 1008 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024